Ценность индустриальных ландшафтно-исторических комплексов как предмета охраны и заповедания обусловливается прежде всего объектами индустриальной культуры (ОИК), т. е. отражаю­щими, воссоздающими, имитирующими развитие ландшафта, связанное с научно-технической, ин­женерной, промышленной, транспортной деятельностью человека, и имеющими ту или иную историческую, эстетическую или познавательную ценность.

Чаще всего ОИК сосредоточены в про­мышленных, селитебно-промышленных транспортных ландшафтах, реже они встречаются в селитеб­ных садово-парковых и горнопромышленных и очень редко - в мало измененных человеком ланд­шафтах, где они в большинстве случаев представлены индустриально-археологическими памятниками.

По происхождению ОИК весьма разнообразны, но в любом случае представлены объектами тех­ногенного или антропогенного происхождения. К ним прежде всего относятся промышленные или транспортные здания и сооружения - памятники промышленной архитектуры (иногда целые квар­талы промышленной застройки), примечательные техногенные формы рельефа, старинные машины, агрегаты и аппараты, в отдельных случаях элементы ландшафтного дизайна в стиле high tech и др.

Памятники промышленной архитектуры традиционно являются объектами охраны, однако мно­гие другие объекты индустриальной культуры в большинстве случаев не имеют этого статуса, хотя могли бы претендовать на него. Так, в последние годы один из способов архитектурно-эстетической организации урбанизированной среды - насыщение ее объектами, которые можно охарактеризовать как натуральные малые архитектурные формы или элементы натурального индустриального дизайна. Именно «натуральные», поскольку представлены эти малые архитектурные формы или элементы ди­зайна настоящими техническими, инженерными, индустриальными объектами - как старинными, так и современными.

Например, во многих городах уже привычными, а иногда глубоко символичными элементами архитектурной среды стали возведенные на постаменты танки и самолеты, старые паровозы и кораб­ли. Сегодня к ним добавляются отслужившие свой век автомобили, трамваи, комбайны, помпы, во­допроводные и газовые задвижки, конвертерные ковши, трансформаторы, турбины, ткацкие и печат­ные станки, химические агрегаты и т. д. Во многих случаях подобные объекты как бы репрезентируют «лицо» города или его района.

В зависимости от размеров их можно отнести к элементам натурального индустриального дизай­на или к натуральным малым архитектурным формам. Иногда в качестве последних можно встретить небольшие фрагменты старой промышленной застройки - старые фабричные стены, арки, остатки дымовых труб, печей, участки старого железнодорожного полотна и др. Натуральные элементы инду­стриального дизайна и малые архитектурные формы, как правило, охраняются.

В архитектуре в настоящее время популярностью пользуются также специфический имитацион­ный индустриальный дизайн и имитация малых индустриальных архитектурных форм (стиль high tech). Здания и сооружения, площади и дороги непроизводственного назначения «украшаются» раз­нообразными вновь создаваемыми из специальных материалов конструкционными элементами, при­дающими городу или отдельным его районам индустриальные черты. Нередко такие объекты выпол­няются в виде разнообразных скульптурных композиций авангардного (сегодня - поставангардного, или постмодернистского) содержания. Такие композиции могут выполняться из частей машин и аг­регатов, труб, рельсов, слябов, кабелей, шпал и других материалов. К объектам индустриальной куль­туры относятся только те из них, которые представляют безусловную архитектурно-художественную ценность, остальные же имеют декоративное или утилитарное значение, их следует рассматривать только как знаки индустриальной культуры.

Встречаются ОИК также в горнопромышленных ландшафтах, где они могут иметь статус геоло­гических памятников, а точнее, особой их разновидности - техногенно-геологических. Классичес­ким примером считается старая (более 700 лет) соляная шахта в польском городе Величка (предгорья Высоких Бескид), внесенная ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия. Па­мятники горнорудного дела имеются практически во всех старых горнодобывающих районах (в РФ ими богаты Урал и Алтай). Реже такие объекты в горнопромышленных ландшафтах возникают в виде тех или иных оригинальных форм рельефа, иногда даже не имеющих аналогов в природе, как, на­пример, терриконы Донбасса, придающие городским и горнопромышленным ландшафтам непов­торимый облик.

Любопытное техногенно-геологическое образование есть в районе карьера Новокриворожского горнообогатительного комбината (г. Кривой Рог), где с производственными целями в кристалличес­ких горных породах (железистые кварциты) было канализировано русло р. Ингулец длиной около полутора километров. Образовалась идеально ровная долина реки с двумя геометрически правильны­ми террасами, борта которой украшены правильными вертикальными полосами, оставшимися от проходки буром кристаллических пород во время взрывных работ. Вряд ли горняки при этом руко­водствовались эстетическими критериями, но в результате непроизвольно возник объект, который по своим эстетическим характеристикам вполне может претендовать на статус техногенно-геологи- ческого памятника.

   
© 2007-2023 Твой Тур - сеть туристических агентств в г. Санкт-Петербург.