Функции ОИК разнообразны и зависят от их генезиса, размера, иерархического ранга, градо- формирующего значения, окружающих природных или малоизмененных ландшафтов и др. На самом низком иерархическом уровне находятся элементы натурального и имитационного индустриального дизайна (последние, как отмечалось, могут быть не объектами, а только знаками индустриальной культуры).

В урбанизированном ландшафте они, как правило, распределены диффузно, сосредоточе­ны преимущественно во внутреннем и внешнем интерьере зданий и сооружений как производствен­ного (реже), так и непроизводственного (чаще) назначения. Далее по иерархии следуют малые архи­тектурные формы. Основная функция элементов индустриального дизайна и малых архитектурных форм в городском ландшафте - формирование индустриального «образа города».

Элементы имитационного индустриального дизайна, достигая определенной «критической мас­сы» на единицу площади, сообщают городскому ландшафту особый технотронный ритм и создают смысловое давление промышленного фона. Человек, плотно окруженный ими со всех сторон, начи­нает воспринимать городской ландшафт в индустриальном темпе и центростремительной топологии тех или иных технологических функций, «втягивающих» его в ту или иную урболандшафтную ситуа­цию. Ту же роль могут играть элементы натурального индустриального дизайна и малые архитектур­ные формы, однако чаще они выполняют архитектурно-исторические функции - сообщают урба­низированному ландшафту особую инженерно-техническую ауру прошлых эпох, способствуют своеобразному ментальному уходу в те или иные пласты индустриальной культуры, эстетизируют архаическую производственную сферу и т. д. Здесь речь идет уже скорее о памяти индустриального ландшафта, чем о современной индустриально-ландшафтной ситуации.

Элементы индустриального дизайна и имитационные малые архитектурные формы тяготеют к современным промышленным, селитебным и автотранспортным городским ландшафтам, а натураль­ные малые архитектурные формы чаще встречаются в районах старой промышленной застройки, представленной преимущественно промышленными и промышленно-селитебными городскими ланд­шафтами.

Следующий иерархический уровень ОИК представляют старые промышленные здания и соору­жения, иногда даже целые кварталы архаической промышленной застройки, среди которых часто встречаются памятники промышленной архитектуры. Эти ОИК можно назвать средоформирующими объектами индустриальной культуры. Формально они могут находиться в трех функциональных состо­яниях: а) продолжают хотя бы частично выполнять свои производственные функции; б) перепрофи­лируются с целью выполнения новых, не связанных с промышленным производством функций (так называемая реновация); в) находятся в неопределенном состоянии - заброшены, пустуют. Средо-формирующие памятники индустриальной культуры могут быть представлены и современными про­мышленными сооружениями с «безусловными архитектурными достоинствами», которые, однако, у большинства «произведений» современной промышленной архитектуры достаточно сомнительны.

Важный критерий оценки промышленной застройки - историко-архитектурный. «Историко- архитектурное значение имеют такие металлургические заводы, как им. Г. И. Петровского в Днепро­петровске и Днепровский им. Ф. Э. Дзержинского в Днепродзержинске». «Особым харак­тером среды отличаются созданные в 1930-е гг. элементы центра нового города Большого Запорожья - Соцгород и поселок трансформаторного завода, расположенные на обоих берегах Днепра и плотины Днепрогэса». Застройка «отличается яркими стилевыми характеристиками конструктивизма и вместе с сооружением Днепрогэса представляет единый градостроительный ансамбль». Это о сравнительно молодом промышленном городе - о Запорожье, а Демидовские заводы Тулы и Урала, промышленная застройка Санкт-Петербурга - «антитеза парадному имперскому центру» - явля­ются вообще хрестоматийными примерами промышленных зданий и сооружений исторической зна­чимости и ценности.

Как следует из самого названия ОИК данного иерархического уровня, их главная роль в урбани­зированном ландшафте - средоформирующая. Очевидно, им присуща также функция формирова­ния «образа города». Такие градостроительные понятия, как «историческая и архитектурно-истори­ческая среда города», в данном случае дополняются определением «индустриальная». В отличие от традиционного понятия «архитектурно-историческая среда города» концепция индустриальной ар­хитектурно-исторической среды разработана недостаточно. В частности, за пределами явных произ­ведений промышленной архитектуры и индустриально-исторических памятников недостаточно по­нятны критерии того, что следует относить к индустриально-историческим средоформирующим ОИК (впрочем, понятие «памятник промышленной архитектуры» также еще достаточно спорно). И хотя на эмпирическом уровне средоформирующая роль тех или иных ОИК часто очевидна, концептуаль­ные разработки и обобщения относительно индустриальной архитектурно-исторической среды, осо­бенно ее ландшафтоведческие аспекты, ждут своих исследователей.

Средоформирующие ОИК обычно тяготеют к центральным частям старых промышленных горо­дов (чаще всего к селитебно-промышленным городским ландшафтам), а также к их промышленным зонам, которые сейчас часто располагаются уже не на периферии города, а в зоне его среднего ради­уса, где сосредоточены городские промышленные ландшафты. Пространственное распределение ОИК, в том числе средоформирующих, нами изучалось на одном из классических примеров охраны и ре­новации индустриального наследия - каталонском городе Террасса (Испания) - крупном старом и в то же время современном центре текстильной промышленности Барселонского промышленного региона (площадь города 18 км2, население 173 тыс. чел.).

Как показали исследования, плотность ОИК в его центральной части с исторической застрой­кой составляет в среднем 20,8 объектов на квадратный километр (от 7,7 до 35,5 об/км2), в зоне сред­него радиуса - семь (от 1,7 до 14 об/км2), а на периферии - 2,4 (от 0 до 7 об/км2). В урболандшафтном отношении средоформирующие ОИК чаще всего концентрируются в пределах селитеб- но-промышленных городских ландшафтов, их отдельные фрагменты встречаются в современных селитебных и промышленных, редко - в садово-парковых городских ландшафтах.

Наивысший иерархический уровень ОИК в урбанизированном ландшафте представлен «градо­строительными акцентами» - высокими сооружениями, видными из многих точек города и даже из предместий, визуально связывающими его планировочные узлы и районы, а в отдельных случаях и сам ландшафт с территориями, окружающими его. Такие памятники индустриальной культуры наи­более часто представлены дымовыми трубами, являющимися «достойным элементом городского ланд­шафта, его вертикальной доминантой». В городах, где есть объекты энергетики - ТЭС, АЭС, к трубам добавляются градирни, а в горнодобывающих регионах - шахтные копры и террико­ны, в судостроительных - эллинги и т. д.

ОИК-градостроительные акценты помимо средоформирующей функции выполняют также роль композиционного (визуально-ментального) объединителя городского пространства в пределах всей или значительной части урбанизированной территории. Часто эта их функция выходит за пределы города, и подобные ОИК начинают «объединяться» в композиционную целостность «город и окру­жающий ландшафт». Вероятно, многим знакома такая картина: на подъезде к промышленному цент­ру, когда сам город еще не виден, дымовые трубы - его «визитная карточка» - уже «разрезали» горизонт на части.

Сегодня градостроители успешно используют подобные эффекты для формирования компози­ционного единства городского и внегородского ландшафтов. ОИК-градостроительные акценты продолжают выполнять функции формирования и «образа города», и архитектурно-исторической индустриальной среды. Их расположение в урбанизированном ландшафте подчинено больше техно­логическим требованиям, чем градостроительным. В целом ОИК-градостроительные акценты тяготе­ют к промышленным и селитебно-промышленным городским ландшафтам.

   
© 2007-2023 Твой Тур - сеть туристических агентств в г. Санкт-Петербург.